Формулу-1 часто критиковали за чрезмерную, показную драматичность. Впрочем, в конечном счете все эти особенности гонок существуют ради спорта. В прошлые годы Формула-1 отмечалась довольно скучным спринтом: пилоты проявляли осторожность и не шли в атаку, чтобы не утратить свои позиции. Единственными интересными событиями в получасовой гонке становились отставание фаворитов на старте и аварии.
Теперь, когда в таком режиме прошли уже два сезона, можно смело заявить: подобный формат гонок был ошибкой. К счастью, ситуацию удалось исправить. Новый формат спринта выглядит заметно лучше.
Обновленная схема уикенда
Ожидается, что спринтерский уикенд по новой схеме приобретет такой вид: пятница отводится на начальную практику и на квалификацию для основного воскресного заезда. Тому, кто займет в этой квалификации первое место, достанется поул. В субботу будет проводиться квалификация для спринта, а потом и сам спринт. Итоги гонки не будут влиять на начальные позиции в главном заезде, но спринт позволит командам заработать больше очков.
Новый формат получил одобрение восьми из десяти глав команд, а также представителей самой Формулы-1. Но формально внести поправки в регламент можно будет только с одобрения комиссии Ф-1, следующее заседание которой пройдет в скором времени. Если новый формат утвердят, его можно будет увидеть в действии в ходе австрийского Гран-при.
Суть Формулы-1 не изменится
Когда в 2021 году в Формуле-1 появились спринтерские гонки, многие фанаты отнеслись к ним пренебрежительно или опасались радикальных изменений чемпионата. Теперь беспокоиться не нужно: спринт не разрушает целостность Формулы-1, а новые реформы возвращают все на круги своя.
Два сезона спустя руководство Ф-1 осознало, в чем была их главная ошибка: значение квалификации не должно меняться. В рамках нового формата сохраняется ее первоначальная роль: именно от результатов квалификации будут зависеть стартовые позиции в основном заезде.
Кроме того, будет устранена путаница вокруг итогов мини-гонки и квалификации. Теперь спринт разумно вписывается в уикенд Формулы-1 и восприниматься как полноценный элемент чемпионата. Субботние и воскресные заезды больше не будут взаимосвязаны, на их результаты уже ничто не сможет повлиять. Скорее всего, гонщики перестанут только лишь ездить один за другим во время спринта, начнут вести себя более активно. Поскольку дополнительные очки теперь можно будет заработать, не рискуя местом в главной гонке, возрастет и интерес пилотов к спринту.
Вторая практика больше не с нами
Недавно Стефано Доменикали заявил, что в дальнейшем Формула-1 полностью откажется от свободных заездов, но происходить это будет поэтапно. Для начала на смену второй практике в спринтерском уикенде придет квалификация.
В прошлом вторая практика проводилась в закрытом парке и не влияла на другие заезды. Командам от такого мероприятия не было особой пользы (ведь настройки менять уже поздно), а болельщики в это время и вовсе скучали. Доктор Марко считает, что проведение квалификации вместо повторной практики увеличит значимость как спринта в частности, так и субботы в целом.
В целом, это верно. Но не стоит забывать, что в результате такой замены возрастет значимость и первой практики. Пилоты потеряют целый час, за который можно было бы адаптироваться к подобранным в пятницу настройкам и улучшить работу с шинами. Совершенная в паддоке ошибка даст соперникам возможность подняться на более высокую строчку. Впрочем, наблюдать за дополнительной квалификацией и гонкой будет куда более увлекательно, чем смотреть на шифрование команд во время тренировки.
Бюджеты не вырастут
У нового формата есть и ряд сомнительных деталей. Прежде всего, речь идет об ограничении расходов. Когда изменения будут утверждены, команды гонщиков наверняка потребуют поднять бюджетный лимит. Руководители попросят выделить несколько сотен тысяч долларов за участие в дополнительных гонках. Сейчас правила говорят о выплатах в 150 тысяч за каждый спринтерский заезд.
Хочется надеяться, что ответ придет быстро: добавочных выплат не будет. Ведь изменения в формате не добавляют новых сессий, а всего лишь заменяют вторую практику квалификацией. Риск из-за этого увеличится не очень сильно.
Командам нужно волноваться не о рисках или выплатах, а о надежной работе техники. В новом формате ускорится износ силовых установок, выявятся слабые места. Это особенно опасно для «Феррари»: итальянским компонентам сейчас не сильно доверяют (тем более, если вспомнить штраф, выданный Шарлю Леклеру на старте сезона).
Альтернативы нет
Все эти реформы уже нашли поддержку в «Ред Булл» и «Феррари». А вот Максу Ферстаппену они не понравились. Он считает, что намного более важна сильная конкуренция. Согласно его словам, изменения будут не нужны, если найдётся порядка шести-семи команд, активно соперничающих друг с другом. Мы не разделяем мнение текущего чемпиона: его слова скорее мечта, чем реальность. Изменения в формате позволяют найти верный баланс между коммерциализацией и поддержкой слабых команд.
Естественно, не стоит перегружать календарь большим числом спринтерских заездов: вполне хватит и шести. В целом, нынешняя идея Формулы-1 намного лучше, чем попытки прошлых лет, скучные и без серьезных наград.