Чтобы сделать карьеру в Формуле-1, понадобятся талант, упорство, финансы и опыт. Перейти на следующий уровень трудно: нужно быть быстрее и лучше других. Только пройдя несколько младших ступеней, можно оказаться наверху.
Имеются пилоты, которые оказались в Ф-1, пройдя не стандартный для начинающих гонщиков путь (Ф-3 – Ф-2 – Ф-1), а свой, собственный, оказавшийся удачным.
Пренебречь правилами — не такая уж редкость. Новозеландец Л. Лоусон, не став лидером на Формуле-2, решил испытать удачу в японской «Супер Формуле». Такой же вариант ранее выбрал 27-летний П. Гасли. Он стал вторым в феврале 2017 года, а в сентябре Гасли взяли в Ф-1. Кто еще добрался до Ф-1 необычным путем, расскажем в сегодняшней публикации.
Ник де Фриз – Формула-Е не приговор
28-летний голландец не укрепил своим примером репутацию Формулы-Е как места, куда попадают вылетевшие из Ф-1 пилоты. Он сделал все наоборот. Из лиги «сбитых летчиков», так называют Формулу-Е, он попал в Ф-1.
Де Фриз пытался найти место в Ф-1 через юниорские первенства, участвовал в программе поддержки команды, но его не брали. Не помог даже титул чемпиона в Ф-2, из молодежной программы «Макларена» он также выбыл.
Де Фриз продолжал состоять в резервистах Ф-1, выступая в Формуле-Е за команду «Серебряные стрелы». Но тут оказалось, что британская команда Формулы-1 «Уильямс» берет его запасным пилотом. Выбывшего А. Албона де Фриз подменил так достойно, финишировав девятым, что контракт с ним заключили на сезон 2023 года. Его взяли в команду «Альфа Таури». Цель, хотя и не очень простым способом, была все же достигнута.
Пол ди Реста, Паскаль Верляйн – DTM
Британский гонщик Пол ди Реста в 20 лет стал чемпионом Формулы-3. После этого он решил продолжать карьерное восхождение в немецкой DTM, чемпионат кузовных автомобилей.
В DTM, который проводится с 2000 года, разрешено участвовать пилотам из различных европейских стран. Это самый популярный в категории «кузова» чемпионат Европы, на трибунах которого собираются до 150 тысяч зрителей.
Ди Реста быстро адаптировался к новым условиям. Дебютный сезон он завершил пятым, а уже через 2 года стал чемпионом DTM.
Такой взлет дал шанс претендовать на место в Ф-1. Ди Реста в тестовом режиме в составе «Форс Индия» присматривался к «Королевским гонкам». Через год он стал боевым лидером индийской команды, выступал за нее три сезона. Но в десятку лидеров Ф-1 попасть не смог ни разу.
В настоящее время спортсмен работает на немецком чемпионате, в гонках на выносливость. До января 2023 года его можно было увидеть/услышать на телеканале Sky Sports F1 в качестве эксперта-комментатора.
Немец Паскаль Верляйн (28 лет) успешно выступал в юниорских командах, однако решил пробовать силы в DTM уже в 18 лет. Дебют сложился не очень удачно, Паскаль занял последнее место. Но молодого настырного гонщика заметили в «Мерседес». На следующий сезон он вышел в составе команды HWA. В 2014 году 20-летний Верляйн был принят в юниорскую группу.
Настойчивость и упорство делают свое дело: в 2015 г. Верляйн становится чемпионом DTM, после чего получает контракт с «Манорой». Помогло руководство «Мерседеса», оказавшее протекцию талантливому парню.
В сезоне 2016 года Паскаль стал 19. За все время, что он выступал в Ф-1, его лучшим результатом было 8 место в 2017 году на пятом этапе в Испании. После окончания сезона 2017 г. он вернулся в DTM.
В 2016 году в команде Mercedes появилось место, но Паскаля не взяли. Его отправили в Sauber. В Mercedes он оставался на роли резервного пилота. Причина была в личностных качествах Паскаля.
Взрывной характер парня закрыл ему дорогу в Ф-1. Руководитель коллектива Т. Вольфф сказал, что Паскаль очень хороший гонщик, но «двери так и не открылись, как бы мы не надеялись».
Брендон Хартли – WEC
33-летний новозеландский автогонщик пришел к спорту в возрасте 6 лет. В 18 лет попал в Ф-1, но не в качестве боевого пилота. Он провел тесты на болиде Toro Rosso STR3, но тогда дальше амплуа резервного пилота «Торо Россо» дело не пошло. Контракт с ним не заключили.
Хартли решает попробовать себя на кузовных автомобилях. В 22 года он начинает выступать в Ле-Ман, в одной из наиболее известных и значимых гонок в истории спорта. В 24 он попадает в заводскую команду «Порше», участвовавшую в мировом чемпионате по автогонкам на выносливость: FIA WEC.
В команде Хартли выступал успешно четыре сезона. В 2015 году «Порше» стала чемпионом автогонок на выносливость. Кроме победы на «24 часа Ле-Мана», Хартли в составе немецкой команды становится чемпионом WEC в 2017 году. Всего победителем в этом соревновании он становился трижды.
В начале карьеры австрийская гоночная команда Red Bull Racing взяла под опеку начинающее дарование. Спустя 10 лет «Ред Булл» вновь встретился со своим бывшим протеже.
Ситуация у «быков» складывалась так, что срочно нужны были молодые пилоты, которые способны защищать честь клуба в Формуле-1. На волне этой стратегии был заменен россиянин Д. Квят на П.Гасли, с Квятом Red Bull тогда контракт расторг. На тот момент он был вторым гонщиком Ф-1 из России.
Что касается Хартли, то ему повезло. «Торо Россо» срочно искал замену К.у Сайнсу, который перешел в «Рено». Именно поэтому «Ред Булл» вспомнил о своем бывшем воспитаннике и пригласил его.
Таким образом, Хартли провел 4 сезона в «Торо Россо». За это время особо ярких моментов не было, но все же с ним был заключен контракт боевого пилота.
Тест-пилотом Хартли был в Формуле-1 с 2008 года и только в 2017 г. в составе «Торо Россо» он дебютировал и занял 13 место. В 2019 году Хартли выбыл из Ф-1. В настоящее время выступает за «Тойоту».
Михаэль Шумахер и умный ход менеджера
В 1990 году знаменитый немецкий гонщик выступал в Формуле-3 и одновременно впервые принял участие в гонках на спорткарах, WEC. Последний чемпионат был упразднен в 1992 г.
Затем WEC в новом формате был создан по аналогии с Ле-Ман. В сезоне 1990 г. Шумахер уверенно выигрывает чемпионский титул в Ф-3. Далее менеджер гонщика распланировал карьеру таким образом, что Михаэль остается еще на год в чемпионате по гонкам, используя спорткар. В главную юниорскую серию Вилли Вебер идти своему подопечному не разрешает.
Решение Вебера выглядело не вполне понятно. Многие прокомментировали его негативно, но у менеджера были свои резоны. Он считал, что набираться опыта во взрослом кузовном чемпионате выгоднее в плане приобретения мастерства, чем у юниоров.
Время показало, что Вебер не ошибся в своих расчетах. Спустя год 22 летний Михаэль неожиданно получает возможность выйти в Ф-1 в составе «Джордан», в Бельгии. Так получилось, что один из гонщиков команды Б. Гашо угодил в тюрьму за драку. Поэтому Шумахеру предстояло заменить его на Гран-При.
На решение о приеме Шумахера повлияло мнение Вебера, который убедил Джордана, что Михаэль знает трассу и справится. Дебют удался: Шумахер на обычном Jordan-Ford квалифицировался седьмым. Этот был великолепный результат для дебютанта. У спортсмена был комбинезон красивого желтого цвета, а на лице всегда играла улыбка. За это парню дали прозвище «Солнечный мальчик». Год тренировок на спорткарах, как и говорил Вебер, дал себя знать.
Таким образом дебютант «Джордана» молодой Шумахер резко пошел в гору, обратив на себя внимание. Его тут же пригласили в «Бенеттон», где он провел окончание сезона. Последующие 4 – также в этой команде, показав сногсшибательные результаты.
Сезон 1992 – третье место, сезоны 1994-95 – 1. Всего Шумахер становился первым в Формуле-1 целых 7 раз. Последний в 2004 году.
В 1995 году Шумахер пришел в «Феррари». Команда находилась в застое, на протяжении 17 лет не выигрывая чемпионат в личном зачете. Итальянцев подводило качество машин, которые были не очень надежными. Однако, несмотря на это, в первый же год Шумахер принес команде три победы и третье место в личном зачете.
Джон Сертис, Майк Хэйлвуд – мотогонки Ф-1
Чемпион мира по мотогонкам Джон Сертис стал и обладателем титула чемпиона в Формуле-1. Такого результата больше не добился никто на сегодня.
В карьере автогонщика Сертис себя не видел вообще. В 16 лет, взяв титул в классе 500сс, он стал лучшим мотогонщиком своего времени (50-ые годы 20 века).
Карьера прекрасно развивалась до 1960 года, когда 26-летнюю звезду увидел за рулем болида «Вануолл» представитель «Лотуса». Сертиса сразу же пригласили в Ф-1.
Мотогонщик предложение принял, закрепив за собой право не пропускать чемпионаты мира по мотогонкам. В случае если даты гонок совпадали, он не выходил на этапы Ф-1. Уже через 4 месяца Сертис занял 2 место на Гран-При в Великобритании.
В 1961 году он выступает за команду «Купер», в 1962-ом — за «Лола Рэйсинг Карз», а с 1963-го – за «Феррари». В результате в 1963 году Скртис одерживает первую победу в Ф-1. В 1964 году британец становится чемпионом Ф-1 со своей командой «Феррари». Кроме Сертиса, в Формулу-1 пришел из мотогонок Майк Хэйлвуд.
Британский автогонщик начинал свою карьеру в спорте именно с мотогонок. В классе 500 сс он четырежды становился победителем. Талантливый спортсмен на пике славы попадает в «Королевские гонки» в начале 60-ых гг. Его приняли в частную команду «Рег Парнелл Рейсинг», за которую он провел 12 гонок. Затем последовал уход из «Королевских гонок» и перерыв в выступлениях на целых 6 лет.
Но все когда-то кончается… Закончился и перерыв. Хэйлвуд продолжил свое сотрудничество с Ф-1.
За это время он улучшил свой статус с помощью Европейской Формулы-5 000. 31-летний Майк пришел второй раз в Ф-1 с коллективом «Сертис». Ее создал бывший мотогонщик, коллега по цеху Хэйлвуда.
С «Сертисом» Майк проработает 2 сезона. Лучшим достижением этих двух лет станет второе место на Гран-при в Италии, после чего гонщик перейдет в «Макларен».
Карьеру в автогонках он закончил с этой командой в 1974 году. Этот сезон в «Макларене» он провел отлично, но затем удача отвернулась. На Гран-при в Германии спортсмен сломал ногу, с карьерой автогонщика пришлось проститься. В результате по итогам выступления в 1974 году он занял 11 место в чемпионате Ф-1, а также 4 место в «24 часа Ле-Мана».