Агрессивность и сумасбродство Марка Маркеса могут утомить команду «Хонда». Хотя вполне возможно, что раньше терпение потеряет он сам.
Испанец подавал надежды на обновление книги рекордов MotoGP, однако в течение трех предыдущих лет являлся примером для учебного пособия «Как загубить личную карьеру в мировом чемпионате». Этому пилоту впору готовиться к постепенному прекращению своего участия в серии либо к расставанию с «Хондой» в скором времени.
Из прошедших 55 Гран-при мотогонщик пропустил практически половину
Начиная с 2013 года, когда состоялся дебют Маркеса в MotoGP, и заканчивая 2019 г., который оказался последним удачным для него, испанский пилот шесть раз вышел победителем в главной мотогоночной серии мира. В течение данного периода он не сумел занять первое место только один раз, завершив сезон на третьем месте. Однако затем что-то пошло совершенно не так, как надеялся мотогонщик.
В самом начале пандемийного сезона 2020 года участник клуба Repsol Honda Team попал в аварийную ситуацию и повредил руку, а потом ухудшил состояние своего здоровья преждевременным возвращением в мотогонки. В итоге чего вновь попал на операционный стол и подхватил инфекцию. Из-за этого он пропустил не только оставшуюся часть сезона, но также начало следующего.
И хотя гонщик сумел несколько раз выйти победителем в сезоне 2021 г., в том числе завоевав суперуспешные для себя Гран-при Америки в Остине и Гран-при ФРГ на «Заксенринге», после этого он в очередной раз попал в аварийную ситуацию. В связи с сотрясением мозга Марку пришлось отказаться от участия в двух последних состязаниях, а в самом начале сезона 2022 г. на Гран-при Индонезии он еще раз попал в аварию. Последствия прежних травм, возникновение нужды в хирургии и ряд пропущенных мотогонок — вновь чемпионат впустую.
Большие надежды возлагались на 2023 г., однако они не оправдались с самого начала. Испанский гонщик обновил рекордное время трассы для байков MotoGP, завоевав поул Гран-при Португалии. Он попал на пьедестал победителей в первой за всю историю мирового чемпионата спринтерской мотогонке, и все же в ключевом заезде его постигла неудача.
Шестикратный чемпион столкнулся с единственным мотогонщиком Мигелем Оливейрой из Португалии в пелотоне. Только благодаря счастливой случайности пилоту Aprilia RS-GP удалось обойтись ушибами в этой аварии, тогда как сам Маркес вновь получил травму руки и оказался на операционном столе. Теперь испанскому гонщику придется пропустить не менее двух гонок — уикенды в Соединенных Штатах и Аргентине.
На первый взгляд число Гран-при, в которых Маркес не участвовал, не кажется слишком пугающим. Однако статистика убеждает в обратном: количество пропущенных им гонок MotoGP составило 27 из 55, что составляет 49%! Разумеется, в данной ситуации рассчитывать на седьмой титул не приходится. Данная проблема затрагивает как гонщика, так и «Хонду».
Почему «Хонда» оказалась в числе аутсайдеров?
Испанский пилот сделал карьеру в MotoGP вместе с заводской командой «Хонды». В период его постоянного лидерства представлялось, что это оптимальное партнерство для получения титулов. Однако неожиданно японцы стали испытывать проблемы. Наряду с «Хондой», это относится также к «Ямахе». Раньше они боролись за чемпионские титулы друг с другом, но теперь оказались среди аутсайдеров. Японцы прилагают максимум усилий, чтобы догнать лидирующую «Дукати», своевременно переориентировавшихся на аэродинамику «КТМ» и «Априлию».
Между современными моделями MotoGP и техникой 2019 года, к которому относится последняя победа Маркеса, имеются весьма значительные различия. Тогда «Дукати» совершала первые попытки по использованию аэродинамических элементов, а на сегодняшний день итальянские байки в буквальном смысле слова усеяны разнообразными спойлерами, крыльями, закрылками, а также обтекателями. С учетом того, что Ducati Lenovo Team стала победителем в обоих зачетах, можно сказать, что данный подход сработал. Подтверждением этому служат успехи компаний «КТМ» и «Априлии», следующих тем же путем.
«Хонда» и «Ямаха» не смогли вовремя спрогнозировать, в какую сторону движется развитие техники. Байк невозможно просто оснастить новым обвесом — проект должен базироваться на аэродинамике, от которой полностью зависят рама и другие элементы мотоцикла. Решить эту задачу самостоятельно японцы, видимо, не могут. Именно поэтому они привлекли к разработке новой модели Honda RC213V инженеров из немецкой компании Kalex Engineering, добившейся успеха в Moto2.
Из-за несовершенства мотоцикла Маркес постоянно попадает в аварии
Байк Repsol Honda Team не соответствует чемпионским требованиям, а испанский пилот, который не привык быть среди отстающих, не может с данным фактом смириться. В результате он вынужден ездить крайне агрессивно, а избежать падения при такой безумной езде можно далеко не всегда.
В 2015 г., когда «Ямаха» обгоняла «Хонду», гонщик вышел за границы возможностей мотоцикла и шесть Гран-при завершил раньше срока аварией. Каждое следующее падение тревожит былые раны и влечет за собой новые повреждения. Помимо физических травм, Маркес испытывает также психологические страдания — честолюбивый молодой мотогонщик одержим стремлением к победе. Однако добиться ее не может, вследствие чего постоянно выходит за пределы оправданного риска.
Маркес не один год подвергается критике со стороны противников за свою избыточную агрессивность в гонках. Однако в 2023 г., видимо, терпение потеряла даже международная мотофедерация FIM. Она не только наказала испанца за аварию, произошедшую в Португалии, но и внесла изменения в свой регламент, чтобы он действительно был оштрафован.
После проведения Гран-при Португалии шестикратному чемпиону предписали совершить проезды по штрафной петле два раза на Гран-при Аргентины. Маркес должен был пропустить эту мотогонку ввиду состояния здоровья. Согласно регламенту MotoGP, наказание считается отбытым даже при отсутствии гонщика на этапе. Тем не менее, руководство серии решило пойти на обострение: FIM объявила о том, что наказание он будет отбывать в ходе первого состязания после возвращения к мотогонкам. Поэтому обнуления пенализации не произойдет и на Гран-при Америки. В связи с таким решением, в Repsol Honda Team немедленно заявили о переписывании правил гонок по ходу сезона с единственной целью наказать их лидера, которое было оспорено. Однако продолжающиеся тяжбы не оказывают влияния на существо дела.
Маркес вновь получил травму, «Хонда RC213V» вновь не едет, тогда как болельщики и мотогонщики не слишком тепло относятся к партнерству Repsol Honda Team и испанского пилота. Выхода из кризисной ситуации не предвидится. Состязания 2023 г. для Маркеса окажутся явно провальным, а в сезоне 2024 команда вряд ли успеет создать конкурентоспособный байк. Именно поэтому испанец вновь поедет с большим риском попасть в аварийную ситуацию.
Подписанный мотогонщиком контракт с «Хондой» действует до окончания следующего сезона. У него имеется возможность оценить, как идут дела, а затем принять решение, остаться в своем коллективе либо заняться поисками места в иной команде.
Естественно, чемпиона MotoGP готовы с радостью принять все заводские команды, способные удовлетворить его финансовые запросы. Самым вероятным сценарием, с учетом спонсорства Red Bull, представляется переход в KTM. Хотя Маркес вполне может переориентироваться на «Дукати».
Опыт других гонщиков свидетельствует о том, что смена коллективов и байков не так уж часто позволяет добиться успеха — мототехника различных брендов столь сильно различается, что для привыкания к новому байку может потребоваться пара сезонов. Сумеет ли Маркес выдержать такое испытание, неизвестно никому.
И все же, чтобы ни решил испанский гонщик, следить за ходом событий будет крайне любопытно. Шестикратный чемпион может еще раз подняться на вершину MotoGP вместе со старой командой или же перейти в другую. Есть также вероятность того, что он не захочет и дальше подвергать свое здоровье риску, завершит карьеру. Выбор одного из этих путей остается за Маркесом.