Заработок дома без вложений !!! Последнее великое путешествие: Ледовая экспедиция 1956-1958 - Форум
Главная | Последнее великое путешествие: Ледовая экспедиция 1956-1958 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 1 1
Модератор форума: extrim  
Форум » Общение » Путешествия » Последнее великое путешествие: Ледовая экспедиция 1956-1958
Последнее великое путешествие: Ледовая экспедиция 1956-1958
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 15:52 | Сообщение # 1


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Предыстория 

«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон». Такое объявление появилось в лондонских газетах в 1914 году.
Британский полярник Шеклтон (Ernest Henry Shackleton) был одним из участников битвы за покорение Южного Полюса, наряду с норвежцем Раулем Амундсеном, американцами Фредериком Куком и Робертом Пири, британцем Робертом Скоттом (вынашивали такие планы также полярники Японии, Германии, Австралии, Бельгии и Франции).



Шеклтон и два члена его команды в 111-ти милях от Южного полюса, 1909 г.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 15:53 | Сообщение # 2


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
В 1909 году Шеклтон почти добрался до полюса — не хватило 180 километров. Завершилось полярное соревнование в 1911 году. Амундсен и Скотт независимо друг от друга покорили самую южную точку планеты, причем Скотт поплатился за это жизнью.
Шеклтон, однако, не опустил руки. «Отныне единственной крупной целью антарктических путешествий может быть только пересечение всего материка», — заявил он, узнав о достижении Амундсена.
26 октября 1914 года баркентина «Endurance» с экипажем в 28 человек, считая Шеклтона, отплыла из Буэнос-Айреса в направлении Антарктиды. Предполагалось высадиться на берегу моря Уэддела и пересечь материк в направлении моря Росса, то есть по самому короткому маршруту.



База Шеклтона в Антарктиде, 1914 г.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 15:55 | Сообщение # 3


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
В то же время из Сиднея к морю Росса вышла яхта «Аврора» с аналогичным экипажем под командованием Энеаса Макинтоша (John Innes Mackintosh). Эта команда должна была заложить склады на финишном отрезке пути Шеклтона.
Увы, оба судна не смогли дойти до берегов шестого материка и были зажаты льдами. После 8 месяцев дрейфа «Эндьюранс» был окончательно раздавлен льдами и затонул, и цель «пересечь Антарктиду» сменилась целью «спастись». Последовал почти год отчаянной борьбы за жизнь: изнурительные походы по глубокому снегу, плавание на самодельной шлюпке по штормовому океану, голод и болезни, бунты в команде, сердечные приступы и хирургические операции при свете свечей…
Однако в итоге Шеклтон смог спасти всех своих людей, став последним героем золотого века полярных исследований. Группа Макинтоша же зимовала в относительно спокойных условиях, тем не менее, трое исследователей не смогли вернуться домой, погиб и сам Макинтош.



Аэросани, 1914 г.

Имперская трансантарктическая экспедиция — так назывался поход Шеклтона — совпала с Первой Мировой войной, по понятной причине отошла последние страницы газет, и осталась незамеченной СМИ и общественностью. Многие полярники затем погибли на фронте, а сам Шеклтон умер во время своей следующей экспедиции 1921 года. Почти на полвека идея о пересечении Антарктиды осталась забытой.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 15:57 | Сообщение # 4


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Подготовка к экспедиции
Полярные подвиги снова стали привлекать человечество после Второй мировой войны. О планах Эрнеста Шеклтона вспомнил его соотечественник — геолог Вивиан Фукс (Vivian Fuchs) со смешным прозвищем «зайчик».
К этому моменту на Южном Полюсе уже действовала постоянная американская научная база «Амундсен-Скотт», но сообщение с базой осуществлялось исключительно по воздуху — за прошедшие полвека никто так и не смог достичь полюса по суше.

Идея Фукса состояла в том, чтобы пересечь Антарктиду через полюс с использованием современной гусеничной техники, радиосвязи, авиаразведки. Экспедиция начала становиться реальной в начале 1955 года — Фукс смог заинтересовать власти Великобритании и правительство предоставило полярнику 100 тысяч фунтов.
Команда Фукса заняла пятикомнатный офис в центре Лондона и работа закипела. До осени полярники трудились без выходных — комплектовали команду, собирали финансирование, закупали необходимые припасы, готовили технику и так далее. В итоге предприятие приобрело громкое имя: «Трансантарктическая экспедиция Британского Содружества».



Эдмунд Хиллари и Вивиан Фукс (справа) на пресс-конференции о планах экспедиции на Южный Полюс.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 15:58 | Сообщение # 5


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Не только метрополия, но и Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — все страны Содружества так или иначе помогли планам Фукса. Экспедиция располагала канадским промысловым судном, новозеландским транспортом и самолётами, финансирование обеспечили различные фонды и общества, пожертвования сделали даже 4000 британских школ. Общая смета приблизилась к миллиону фунтов стерлингов.
Первый год
14 ноября 1955 года транспорт «Терон» отшвартовался от причала на Темзе. Экспедиция началась!
Без особых проблем дойдя до Антарктиды в середине южного лета, «Терон» столкнулся с трудностями — как и Шеклтон полвека назад, Фукс был вынужден бороться с паковыми льдами и долгие недели искать место для высадки команды, продвигаясь с пешеходной скоростью.
В конце-концов в середине января нашлось место, пригодное для причаливания корабля, для зимовки в базе и для старта трансконтинентального перехода.



Разгрузка корабля.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:01 | Сообщение # 6


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Полярники начали спешную разгрузку припасов на лед и постройку базы. Из-за опоздания по графику и опасности быть зажатым льдами судну пришлось уже 10 февраля отчалить. На Антарктическом берегу осталось десять человек — за зиму им предстояло основать здесь базу, куда сможет высаживаться десант следующего года.
В планы вмешалась погода — из-за бури береговой лед оторвался и большая часть припасов была унесена в море, пропал и трактор Ferguson. Постройка дома сильно задерживалась из-за ветра и снегов. В итоге команда почти всю антарктическую зиму провела в палатках, а базой служил ящик от снегохода Sno-Cat размером 7*3*2 метра — здесь готовили, ели, ремонтировали технику.
Несмотря на все сложности, полярники смогли к июлю возвести домик, обустроить его, а с сентября даже начали научные исследования и разведку местности. Использовались для этого собачьи упряжки — единственный снегоход к тому времени уже встал на прикол из-за проблем с двигателем.

А на противоположной стороне континента, на берегу моря Росса, в это же время обустраивала базу новозеландская часть экспедиции под предводительством Эдмунда Хиллари (Edmund Percival Hillary)

Второй год

18 ноября 1956 года «Зайчик» Фукс снова вышел из Лондона в сторону Антарктики на новом судне — датском «Магга-Дане». В январе полярники уже разгружали новую партию припасов и техники. Теперь экспедиция располагала тремя снегоходами, несколькими тракторами, парой вездеходов Wiesel, а также двумя самолётами.
К началу зимы (то есть к середины марта) команда смогла соорудить первую базу в 500 километрах от берега и полностью обеспечить ее припасами. А на береговой базе полярники построили настоящую мастерскую с несколькими станками и гараж для техники, а самолёты законсервировали в снежном ангаре.



Транс-антарктическая экспедиция, 1957-58 гг.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:02 | Сообщение # 7


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Зимовка прошла без приключений, а весной команда начала разведку маршрута с воздуха и тренировочные походы. Во время одного из полетов самолет потерял курс и был вынужден сесть в неизвестном месте, после чего два человека 11 дней ждали спасения. Случилось немало поломок и аварий, как с самолетами, так и с гусеничными машинами. Тем не менее, все люди оставались здоровы и все поломки удавалось отремонтировать. К весне команда была готова навсегда оставить базу и начать свой беспримерный поход.
Техника экспедиции
Урок колесного «Снежного крейсера» не прошел даром. Фукс и Хиллари использовали только гусеничную технику. Машины были нескольких типов — какие удалось раздобыть, такие и взяли. Самыми подготовленными выглядели американские снегоходы Tucker Sno-Cat.
Впрочем, не стоит путать снегоходы середины XX века с современными мотоциклообразными — Сноукэты представляли собой большие вездеходы весом более 3,5 тонн с четырьмя гусеничными движителями. Особенностью гусеничных модулей было то, что они могли независимо друг от друга вращаться на приводных осях почти неограниченно, то есть вставать хоть вертикально.



Sno-Cat.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:04 | Сообщение # 8


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Экспедиция использовала четыре специально подготовленных Сноу-кэта — они были утеплены и снабжены дополнительным отоплением.
Другим транспортом были военные вездеходы Studebaker M29 Weasel («Ласка»). Это легкие (1700 кг) амфибийные десантные машины: пара гусениц, три метра длины, 4 места для личного состава, один пулемёт.
Американская армия использовала «Уизелы» для северных операций спецназа. Бензиновый 2,8-литровый мотор выдавал 70 л.с. Трехступенчатая КПП имела и понижающий ряд. После войны тысячи произведенных вездеходов с удовольствием использовались гражданскими на северах, несмотря на отсутствие крыши. Для Антарктиды «Уизелы» основательно переделали — снабдили дополнительными обтекателями корпус, натянули тенты.



Тракторы Ferguson TE20 в Антарктике.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:06 | Сообщение # 9


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Ну а основную работу в экспедиции выполнили … обычные сельские тракторы. Конечно, доработанные для работы в экстремальных режимах. Команда Хиллари использовала семь британских Ferguson TE-20.
На тракторы были установлены закрытые кабины (с конвейера машины сходили в виде «кабриолетов»), отопители, еще одна пара колес и гусеничные модули Caterpillar. Часть тракторов использовала гибридную схему — сзади гусеницы, спереди – поворотные лыжи. Четыре трактора были бензиновыми, и на трех стояли дизели.
Наконец, были в экспедиции и канадские Bombardier Muskeg. Они также считались тракторами, но на самом деле такие машины больше всего похожи на современные ратраки, которые являются идеальным транспортом для тяжелых снежных условий — уже с завода легкая закрытая кабина, широкие и длинные гусеницы.



Экспедиция проходит мимо группы пингвинов Адели на "тракторе" Bombardier Muskeg.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:07 | Сообщение # 10


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Переход через Антарктиду
Основной этап экспедиции начался 24 ноября 1957 года. «Зайчик» Фукс со своей командой выдвинулись от побережья вглубь материка. 12 человек располагали шестью транспортами: три снегохода Sno-Cat, два вездехода Wiesel и один трактор Makseg. По плану поход через Антарктиду должен был занять три с половиной месяца.
Декабрь вышел чрезвычайно тяжелым — в среднем колонна преодолевала не больше 10 миль в день, а часто и вовсе лишь несколько миль, тратя по многу часов на спасение машин, проваливающихся в ледовые трещины. У полярников было все необходимое оборудование, вплоть до разборных алюминиевых мостов, была возможность и вызвать самолет с необходимыми запчастями.
Впереди колонны вездеходов двигались разведчики на собачьих упряжках, а часто еще и лыжники.

Тем не менее, то, что на этом этапе не была потеряна ни одна из машин и остались живы все люди можно объяснить лишь счастливой случайностью — многократно полярники оказывались на краю гибели. Например, сам Фукс однажды оказался в сверхэкстремальной ситуации — снег под ногами провалился в глубокую расщелину, но лыжи еще держались за противоположные края.

Дальше, после выхода на твердый лёд, потянулась рутина: долгие часы медленного карабкания по твердым торосам или по глубокому мягкому снегу, частые мелкие неисправности техники, отнимавшие много времени для ремонта, остановки через каждые три часа для проведения метеорологических наблюдений, периодическое бурение скважин для сейсмических взрывов небольших зарядов динамита (по отражению взрывной волны ученые вычисляли толщину ледяного покрова), установка и сборка палаток и так далее.

Дневной пробег был ограничен тридцатью милями из-за того, что собакам было нужно время на отдых. Собачьи упряжки не тянули тяжелого груза — они использовались в качестве легких разведчиков, но основной их целью было спасение экспедиции в случае поломки всей техники.



Sno-Cat с грузом топлива.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:08 | Сообщение # 11


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Каждые 200 километров колонна останавливалась для капитального техобслуживания. А по мере набора высоты менялись жиклеры карбюраторов — при нехватке кислорода это помогало экономить топливо.
Каждый вездеход тянул за собой целый караван, но большую часть груза составляло топливо для машин, поэтому по мере продвижения к цели колонна избавлялась от прицепных саней, а затем и от наименее исправных вездеходов.
Гусеничная техника работала в экстремальных условиях — за каждой машиной многотонные прицепы, постоянная езда на первой передаче, переезды через ледяные глыбы, буксование в глубоком снегу, нехватка мощности атмосферных моторов на высотных участках разреженного воздуха. Проблемой стал постоянный перегрев двигателей несмотря на всегда минусовые температуры, перегрев элементов трансмиссий, разрывы гусениц.



Трактор Ferguson TE20.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:10 | Сообщение # 12


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66
Команда, однако, успешно боролась с поломками — сказался опыт и тренированность. Например, техник Рой Хомард после одной из экспедиций по Гренландии уже имел опыт замены двигателя в поле при -45 градусах! Так что такие мелочи, как переборка КПП голыми руками в антарктических снегах не пугали полярников.
В середине января Фукс успешно достиг Южного Полюса. Однако двумя неделями раньше произошло незапланированное: Хиллари, руководитель «встречающего» отряда, после закладки всех необходимых баз на финишном отрезке маршрута Фукса, решил не возвращаться к побережью, и совершил бросок к полюсу, вопреки приказам Фукса.
Решение это было совершенно авантюрным — машины доехали до американской базы предельно изношенными и буквально на последних литрах горючего. Если бы новозеландец немного ошибся с расчетами на своем секстанте, команда осталась бы затерянной в ледяной пустыне.

Ученое сообщество такой поступок раскритиковало, однако Новая Зеландия была в восторге — получилось, что именно Хиллари стал первым человеком со времен Амундсена и Скотта, покорившим Южный Полюс по суше. А тракторы Ferguson TE20 стали первым транспортом, дошедшим до полюса своим ходом.

Однако все полярники, как и положено британским подданным, оставались джентльменами — дневники экспедиции изобилуют моментами благородства, изысканных манер, джентльменских и даже героических поступков в духе «заберите мой последний паёк», «я буду работать наравне со всеми, несмотря на болезнь», «не теряйте времени из-за меня, я догоню вас потом», и т.п.

Одновременно, в декабре 1957-го состоялся еще один подвиг — авиаторы, обеспечивавшие покинутую теперь базу на море Уэдделла, перелетели на базу моря Росса, чтобы помогать экспедиции на финишном отрезке. Это был первый в истории трансантарктический перелёт на одномоторном самолёте.

Практический потолок самолёта составлял 11 000 футов, в то время как высота ледяных гор Антарктиды — 10 000 футов, то есть летчикам пришлось пересекать континент на предельно малой высоте. Со второй попытки они проделали это успешно, потратив на перелет 11 часов.

Полюс был покорен, но большая часть пути еще оставалась впереди. Чтобы увеличить скорость передвижения, Фукс отослал собак на базу самолётом.

Теперь он шел по следам Хиллари, но проблемы не оставляли экспедицию. Скорость передвижения снижали многочисленные поломки техники, отравления людей угарным газом, начинающаяся зима и так называемая «белая тьма» — постоянная метель, снижающая видимость до нескольких метров.
При невозможности ориентироваться на показания компаса (на магнитном полюсе он становится бесполезным) навигация становилась чрезвычайно сложной задачей — команда вынуждена была выстраивать на снегу прямые линии из флажков для водителей, чтобы не начать ездить кругами. И все равно случалось, что какое-то время машины, потерявшись, двигались вообще в обратном направлении.
 
laplander Дата: Среда, 29.10.2014, 16:13 | Сообщение # 13


Генералиссимус
Сообщений: 7809

За 20 Сообщений За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 200 Сообщений За 350 Сообщений За 450 Сообщений За 500 Сообщений За 1000 Сообщений За 2000 Сообщений
Награды: 24
Репутация: 66


Тракторы Ferguson TE20 в Антарктике.

Но, преодолев все трудности и бросив в пути еще две машины, Фукс смог успешно завершить свой уникальный поход, в итоге на сутки опередив свой график. 3473 километра были пройдены за 99 дней. Лишь несколько дней оставалось до конца летнего сезона — приди колонна немногим позже и пришлось бы оставаться в Антарктиде еще на одну зимовку.

Практическая сторона подвига

Экспедиция стала главной сенсацией года. Фукс стал первым человеком, который смог пересечь ледяной континент по суше. За это Вивиан Фукс получил от королевы рыцарское звание. Одновременно ученым удалось произвести немало важных измерений.

Одной из заслуг Фукса стало то, что, фактически, он положил начало новому этапу исследования Антарктики — не с помощью лыж и собак, а с помощью моторного транспорта, навигационных приборов, авиации. Эпоха героев закончилась, началась эпоха технологий.



Снегоход Sno-Cat, участник Транс-антарктической экспедиции 1957-58 гг., был представлен публике.
 
Форум » Общение » Путешествия » Последнее великое путешествие: Ледовая экспедиция 1956-1958
Страница 1 из 1 1
Поиск:

ЭкстримАвто © 2011 - 2017
Все права защищены.